СТАТЬЯ

Острие выбора: как выбрать подрядчика на промдизайн и снизить риск роковой ошибки

простой инструмент
Есть мнение, что в современном обществе перед человеком стоит только одна настоящая проблема – и это проблема выбора. Какую бы задачу ни требовалось решить, главное – это выбор средств.

Если речь идет о выполнении каких-либо работ – будь то починка холодильника, пошив костюма, организация родовспоможения или создание продукта промышленного дизайна – 90% успеха заключается в правильном выборе исполнителя.

Но как сделать этот выбор (недаром это слово повторяется в начале текста уже в четвертый раз) когда однотипных предложений много, проверить их неэмпирическим путем, то есть не методом научного тыка или проб и ошибок, невозможно, а цена ошибки слишком высока?!

Выстроить грамотный алгоритм выбора (пятый раз!) и снизить риск предосадно ошибиться вам может помочь наша система «фильтров». Мы отработали ее на практике, когда сами пробовали и ошибались… или не ошибались.
Еще немного теории или как мы выбираем
Должно быть, вам не раз приходилось искать исполнителей для сравнительно мелких бытовых задач, чтобы, например, установить окна в квартире, сделать ремонт в офисе, вылечить зубы, покрасить автомобиль и т.д. и т.п.

Что мы обычно делаем в первую очередь? В зависимости от личных психоэмоциональных особенностей – либо вы консерватор, либо новатор – мы или опрашиваем знакомых, или открываем компьютер и говорим ему «Окей, гугл!»

В первом случае мы быстро получаем рекомендацию. Как правило, нам советуют великолепную портниху, просто золотую бригаду рабочих, прекрасного доктора, талантливого и недорогого ландшафтного дизайнера, etc.

Однако те, кто остается столь же довольным услугами последних, как посоветовавший, почему-то в меньшинстве. Да, вроде бы сделали неплохо… но не так идеально, как ожидалось… и вышло несколько дороже… ну хотя бы не обманули… и это при удачном стечении обстоятельств.

Не будем брать в расчет те достойные сожаления примеры, которые в результате приводят к конфликту между тем, кому посоветовали и тем, кто посоветовал, а такое тоже случается.

Проблема – наши завышенные ожидания, которые не оправдываются, потому что, как гласит русская народная мудрость, кому поп, кому попадья, а кому попова дочка.

Если мы идем по второму пути, мы оказываемся в чистом поле, усеянном однотипными, по сути, предложениями. Человек не склонный к лишней рефлексии может остановиться на первом-втором, если оно окажется более или менее удобоваримым.

Упорный и педантичный будет мониторить, контактировать и опрашивать, пока не выбьется из сил и не поймает себя на мысли:
А ведь все они одинаковые, черт побери!
И что же делать?
Мы можем выбрать того, у кого:
— самый красивый сайт и наиболее звучный набор прилагательных в предложении (если хорошо себя продают, должны хорошо и работать)
— самая низкая цена (экономика должна быть экономной, а уж сделать работу хорошо я их заставлю)
— самая высокая цена (за такие деньги не может быть плохо)
— офис территориально ближе всех (зато далеко ходить не придется)
— больше всего дополнительных услуг и бонусов (еще и бантиком завяжут и домой привезут)
— самые выигрышные логотипы в портфолио или отзывы клиентов в коллекции
Что дальше?
Рискнул, доверился, отдал деньги. Не проблема, если цена вопроса - тысяча или десять тысяч рублей. А если сто тысяч или миллион?

Если речь идет об узком уникальном специалисте, это упрощает задачу, проблема, скорее, сводится к доступу. Если можно задействовать эмоциональный фактор выбора – например, подыскивая симпатичную секретаршу на рецепшн из пачки резюме с фотографиями – это тоже облегчает процесс.

Но когда риск велик, времени мало, преимущества одного предложения перед другим неочевидны, недостатки неизвестны, да еще и опыт в нужной сфере недостаточен (или, чего доброго, травматичен), тогда необходимо задействовать более точные инструменты осмысления и фильтрации. А значит – придется немного поработать. Как показывает практика, быть заказчиком — тоже большой труд.
Фактор отсева в условиях риска и неопределенности
Обратимся к практике промдизайна. Проблема выбора тут стоит как нельзя более остро, потому что есть риск «профукать» бюджет и время и не получить результата.

К нам неоднократно обращались заказчики с собственным печальным опытом, которые более всего опасались совершить марш по граблям:
Пример: Клиент (кухонные аксессуары) пришел от фрилансера, который нарисовал непонятно что, что реализовать нельзя. Потом парень просто перестал выходить на связь. Потрачено 100 000 рублей и 1,5 месяца времени

Еще: Клиент (федеральный бренд по инструменту) пришел от конкурентов, но его категорически не устроило качество работы, плюс ему предложили 3 однотипных решения, не дающие нормального выбора. Потрачено 180 000 и месяц времени.

Еще: Клиент (стартап по экотранспорту) пришел от конкурентов, которые все сделали хорошо, но опытный образец делать не взялись. Потом выяснилось что в документации очень много ошибок. Потрачено неизвестно сколько денег и 2 месяца, которые могли потом обернуться 2-3 месячными задержками в производстве и затратами в 5..10 тысяч $ на доработку оснастки.
Итак, как же выбрать, если:

— на первый взгляд все одинаковые, не под копирку, конечно, но в большей части
— невозможно выделить то формальное свойство, которое точно укажет, что вот этот человек (или компания) решит вашу задачу
— нет желания и возможности двигаться по пути проб и ошибок и рисковать сделать неправильный выбор

Я вывел для себя алгоритм, который позволяет однозначно разобраться по крайней мере с первыми двумя пунктами. Нечто подобное применяется в рекрутинговых агентствах для подбора кандидатов на ту или иную должность. Похожую технологию используют и посольства стран с открытой возможностью эмиграции, когда подбирают для своего государства наилучших новых членов общества. Вообще, этот алгоритм, при всей его кажущейся трудоемкости, хорош всегда, когда нужно рационально выбрать из схожих вариантов.

Пошагово это выглядит так:
  1. Собрать все варианты в единый массив;
  2. Определить стоп-факторы и отсеять всех, кто под них подпадает;
  3. Сравнить все, что можно сравнить;
  4. Отсеять очевидно проигравших;
  5. По итогам выбрать некий топ-лист. С «участниками» этого топ-листа уже можно вступить в коммуникацию – писать письма, выяснять условия, запрашивать коммерческие предложения;
  6. Исключить тех, кто показался сомнительным в результате этого общения;
  7. Сделать выбор.
Пример:
Могу привести пример, относящийся как раз к области рекрутинга. Не так давно я выбирал себе помощника из множества совершенно незнакомых мне кандидатов. Я собрал всех соискателей в единую таблицу и выделил значимые для меня качества.

Наличие или отсутствие каждого качества у кандидата давало или не давало ему балл, которые я проставлял в этой самой таблице. Таак… Не столичный житель — один балл. Старше 25 лет — еще один… Есть, конечно, свойства, о которых нельзя судить однозначно и нужна градация. Тогда можно начислять баллы, допустим, от одного до трех.

В результате, из большого списка осталось три десятка человек. Им я отправил простую анкету, в который каждый вопрос раскрывал одно конкретное важное качество, например, усидчивость, сообразительность и так далее. И вот из тридцати остался Топ-5. Вот с ними уже можно общаться, обсуждать конкретику.

Вы можете сказать, что это слишком трудно, но как я уже сказал, быть заказчиком – тоже большая работа. В конечном итоге, я нашел таким способом уже пять сотрудников, и в четырех случаях из пяти результат превзошел мои ожидания.

Теперь, представьте, что это подрядчики на промдизайн:
Итак, еще раз. Что мы делаем:

  1. Собираем всех в одну форму
  2. Убираем тех, кто точно не подходит
  3. Ранжируем по формальным характеристикам и пытаемся формализовать неформальные
  4. Общаемся с лучшими
  5. Выбираем с минимальным риском взять не того подрядчика
B2B-практика – оцениваем и выбираем
Теперь перенесем этот алгоритм на интересующую нас сферу. Как выбрать контору, которая сделает корпус, прототип или дизайн вашего продукта, и не ошибиться?
Этап #1. Собрать контакты всех, кто есть на рынке услуг промышленного дизайна
Для того, чтобы вы могли сэкономить время, я уже это сделал. Данные по всем более-менее заметным компаниям, студиям и дизайн-бюро вы найдете здесь → zakaz.ist
Этап #2. Определяемся со стоп-факторами
Я, конечно, не могу отвечать за каждую компанию, и для вас список стоп-факторов будет несколько другим. Может быть, вы принципиально не работаете с москвичами, бородачами, молодежью, теми, кто работал с вашими конкурентами или людьми по имени Иван. Это ваше дело. Однако, исходя из практического опыта, я понимаю, что для большинства список стоп-факторов зависит от понимания конечного результата:

— Если вам достаточно скетчей, а все остальное вы сделаете сами, тогда перед вами почти весь рынок, поскольку хорошо рисовать умеют почти все, добро пожаловать в портфолио.

— Если нужна документация для производства, тогда — как по волшебству! — список резко сократился. Но выбор все равно есть. Оценивать подрядчика вы будете, когда получите примеры документации или список продуктов, которые по ней были выпущены в свет.

— И, наконец, если кроме разработки вам нужно еще и производство — можно сразу убирать из —списка тех, кто не готов находить производства и работать с ними. Список сразу же сократится до буквально до нескольких позиций. Это один из самых показательных факторов – ничто так не отличает одного дизайнера или конструктора от другого, как работа с реальным производством. Как в анекдоте: «Вам с шашечками или ехать?» Так вот ехать — это контора или специалист, которая может иметь (имеет и имела) дело с производством.
Этап #3. Оцениваем по системе баллов
Выставляем тем, кто остался, оценки. Очень важен профильный опыт. Делала ли уже компания или студия похожий проект? Если ну совсем похожий, даем +3 балла, если что-то подобное +2, если нет – ставим ноль. Оцениваем портфолио. Нравятся работы или нет? Если не слишком – ставьте ноль. Если очень нравятся — +3. Ну и далее по схеме. В эту схему вы можете зашить любые важные для вас факторы: и территориальную близость, и наличие профессиональных премий и наград, и участие в выставках и конкурсах, и величие других клиентов студии…- все, что вы считаете значимым. Заносите все в таблицу. И выбирайте лучших.
Этап #4. Вступаем в коммуникацию и отсеиваем по ее результатам
Вам снова предстоит работа. Ведь это крайне важный этап. Здесь вы точно сможете понять, подходит вам подрядчик или нет. Если вы точно определитесь с приоритетами и сможете сформулировать свои требования к подрядчику.
Полезные контрольные вопросы:
Даже если эксклюзивных требований у вас нет, вам все равно стоит выяснить, с кем вам предстоит работать, задав всем контрольные вопросы.

Как правило, это:

сроки. вот кровь из носу надо «завтра», поскольку у вас дальше задача еще сложнее и важнее чем сейчас. Если это действительно так, то вам просто не подходит тот, кому необходимо больше времени. Но даже если вы не в цейтноте и в принципе, готовы подождать, все равно имейте в виду, что контора, готовая оперативно удовлетворить запрос клиента, удобнее для сотрудничества, чем те, кто привык работать «с достоинством». Вот мы, Формлаб, как раз из первых! Рекламная пауза…


потолок цены. определите для себя планку. Все, кто выше и не хотят договориться, идут мимо. Одно но — вы должны быть уверены, что потолок цены установили адекватно. Если вы не совсем определились с бюджетом или не знаете, сколько стоит реализация вашего проекта, проведите мониторинг по всем участникам «забега», возьмите средние условия и попытайтесь склонить к ним самых дорогих. Я не говорю, что надо работать с самыми дорогими. Так вы сможете оценить их клиентоориентированность.

качество. Это самое сложное. Попробуйте сделать запрос, чтобы компания подобрала кейсы, похожие на ваш проект, чтобы увидеть, как и какую задачу им ставили, и как она была решена. Запросите документацию, по возможности, ознакомьтесь с реальной продукцией.

комфортность сотрудничества. Первые «звоночки» проявляются сразу же – в переписке. Быстро ли реагируют, готовы ли на себя брать подготовку материалов, насколько доступны для общения руководители, как долго и насколько адекватно принимаются решения… Соответственно, если после первого письма пару дней ни ответа, ни привета — сразу же вычеркиваем из списка.

процессинг, документооборот, вопросы контроля. Если вы — крупная или даже средняя компания, вы вряд ли сможете работать с фрилансером — просто в силу несходства сложившихся бизнес-процессов. Если подрядчик категорически не соответствует вашим стандартам и не хочет придумать ничего, чтобы под вас подстроиться, наверное, стоит о нем забыть.

интуиция. Это, конечно, дело темное и в систему юридических доказательств не включено. Но ее тоже полезно слушать, хотя и вполуха.

проблемы. Еще один фактор из области шаманства. Если с подрядчиком, как бы вам он ни был мил, с самого начала начинаются какие-то проблемы — потерялось письмо, затерялись документы, ответственное человек неожиданно сломал ногу и выбыл из строя, и это начинает смущать вас, подумайте еще раз — а может, это не ваш случай.

Заметьте, я умышленно не пишу про любимый всеми фактор «дороже/дешевле». Лично мой опыт показывает, что цена имеет значение только, если вы полностью уверены в подрядчике. Потому что если проблему дешево, но не решат — то какой толк в этой экономии?!

Профиль профессионала

Андрей Востриков, промышленный дизайнер, руководитель проектного бюро Формлаб (5% рынка промдизайна России). За семь лет с 2008 по 2017 Формлаб из компании, состоящей из одного сотрудника (собственно Андрей Востриков) вырос в проектное бюро, входящее в Топ-5 студий промышленного дизайна страны. Автор и создатель бесплатного и очень полезного сервиса Заказист, который помогает заказчикам подобрать и организовать производство или разработку промышленного дизайна. А также – более сотни проектов корпусов, прототипов приборов, единиц бытовой техники, как «умной», так и обыкновенной, медицинских аппаратов, платежных терминалов, etc. Один из первопроходцев отечественного рынка промышленного дизайна, носитель гуманитарной идеи превратить Россию с точки зрения развития промышленности почти в Германию – только русскую.

Начинал как CG-художник, организовал небольшую студию в Саратове и быстро вошел в местный Топ-3 по этим услугам. Переехал в Москву, работал графиком на телеканале «Россия». Решил сменить сферу деятельности после осознания абсолютной нематериальности и эфемерности ее результата:
Переломом стал забавный момент. Всю смену оформлял новости, жутко устал, пришел в режиссерскую, чтобы посмотреть результат работы в прямом эфире. Рядом подошел коллега, свежий, только что появившийся из дома. Вся моя работа промелькнула секунд за 10-15, он поворачивается, хлопает меня по плечу и говорит с акцентом: «Ну шо, наклепал …вна, гордишься?!» Ровно в этот момент стало понятно, что хочу получать от своей работы нечто большее, чем время пусть даже нескольких миллионов людей на 10-15 секунд их жизни.
Уволившись с ТВ, устроился помощником дизайнера в компанию Акай, затем перешел в другую начальником отдела. После того, как кризис 2008 года лишил работы многих специалистов в отрасли, основал Формлаб.

Считает основной проблемой промышленного дизайна в России незрелость рынка и отсутствие естественной конкуренции, важной перспективой для развития деятельности своей компании видит дизайн-аналитику. Мечтает вывести Формлаб в лидеры проектных услуг страны. Радуется, видя свои продукты «в миру», в широком народном употреблении:
Ну для примера — стою в очереди в ветклинике, котов прививать, на входе висит «мой» нагреватель и греет всех входящих. Черный, грязный, явно давно висит, на него никто и внимания не обращает — он просто делает жизнь всех нас чуть лучше и комфортнее. И ведь когда-то я ругался с шефом, мол, здесь вот эта кнопка не нужна, давайте уберем, а потом с китайцами, что они не тот цвет сделали... А потом завхоз этой клиники пришел в магазин и выбрал этот нагреватель, потому что он ему понравился. Вот в такие моменты начинаешь от работы получать кайф…
Автор блога о промышленном дизайне, ориентированного на клиентов и разработчиков. Легко находит общий язык с заказчиками, производителями, изобретателями, маркетологами, а также случайной публикой и домашними животными.
Вот как-то так. Я всегда готов все рассказать лично, раскрыть в примерах и объяснить любыми доступными средствами. Пишите на vostrikov@formlab.ru или звоните напрямую +7 (905) 500-06-99

Востриков Андрей
руководитель проектного бюро «Формлаб»
Made on
Tilda